Процессор вместо мотора
Если твоя фамилия переводится как «повар», то яблоки не пройдут мимо твоих рук. А если тебя зовут Тим Кук, ты просто обязан готовить Apple под всеми соусами, в том числе и как гарнир для автономных прототипов iCar. В будущем «клиентам будет плевать, сколько там цилиндров под капотом» (слова Серджо Маркионне), и в «ближайшие пять-десять лет мы станем свидетелями большего числа изменений, чем за последние полвека» (реплика Мэри Барра).
Приправив эти размышления идеей, что автомобиль станет «смартфоном на колесах» (говорил Мартина Винтеркорна), можно выделить один из важнейших аспектов, характеризующих автомобиль ближайшего будущего. В Силиконовой долине теперь ищут новые идеи и для автомобильного бизнеса. Это не значит, что Apple, Google и другие хай-тек-колоссы превратятся в традиционных массовых автопроизводителей. Речь, скорее, о наступающей революции в автомобильном мире, которая затронет не только автономное вождение, но и коммуникационные средства, безопасность. Нужно будет привыкнуть к смене традиционных параметров оценки автомобиля: вместо лошадиных сил или ньютон-метров придется иметь дело с операционными системами, памятью, прошивками... Однажды, возможно, в прайс-листах будет фигурировать не Fiat Panda 1.2 EasyPower Lounge, a Fiat Panda Android Lollipop или Marshmallow 5.1. В общем, автомобили превратятся в гаджеты. Которые, правда, станут выпускать традиционные производители. Конечно, совокупная ликвидность Apple и Google оценивается примерно в $270 млрд, но глобальный автомобильный рынок весит около $2 трлн (больше почти в 7,5 раз). Но сектор автостроения капиталоемкий, со скромной доходностью. Пример? Мегакомпания из Купертино закрыла 2014 год с чистой прибылью $39,5 млрд при выручке $182,8 млрд. А концерн GM за тот же финансовый год заработал $Д млрд при выручке
$156 млрд. Правда, бизнес-модель Apple и Google не предусматривает собственного завода. Смартфоны производятся на мощностях третьих лиц, с той разницей, что Apple - единственный бренд для продаваемых аппаратов, в то время как Android от Google установлен на устройства различных марок (LG основал в 2013 году отдел по разработке автомобильных компонентов, вскоре аналогичный шаг сделал Samsung). Есть Tesla, собирающая свои автомобили и постепенно обновляющая их программное обеспечение. Ее продукция ближе всего подходит под определение «авто-мобиль-гаджет». Жаль, мечтатель Илон Маек пока не видел дохода в счетах компании. И если в Маунтин-Вью дают понять, что собираются сотрудничать с автопроизводителями, Кук предлагает дегустационное меню: все попробуют вкус яблока в своих автомобилях.
|