Новый облик PC
Откуда взялось миметическое выражение «высшая ПК-раса»» (PC master race), никто вам так просто не скажет. Как и все подобные вещи, оно возникло стихийно.
Но вот смех смехом, а сами по себе все эти шутки про Гейба Ньюэлла, который приведет свой народ на землю обетованную, очень показательны - потому что они характеризуют PC вместе со всей его аудиторией лучше всего. Это царство безумного рационализма, сумасшедший социалистический рейх. Полный парадоксов... и невероятно прекрасный.
МИР МЕНЯЕТСЯ
PC-культура за последние годы очень изменилась, и на это повлияли многие факторы. С одной стороны - новые консоли, которые с самого начала казались ничуть не сильнее современных PC. Пускай с учетом оптимизации игр под конкретное железо проигрыш в чистой производительности имеет мало значения, психологический эффект от «о, у меня такая видяха три года назад стояла» трудно переоценить.
С другой - что куда существеннее - появление сильных лидеров мнений. Вроде Джона Бэйна, TotalBiscuit, который со своим огромным каналом на YouTube (больше двух миллионов подписчиков - всего-то в шесть раз меньше, чем у твиттера Канье Уэста) заставил обращать внимание на наличие в шутерах ползунка field of view даже тех, кто об этом никогда не задумывался.
Это самое главное: у PC появился свой голос, который, как и подобает самой свободной и открытой игровой платформе, исходит из народа. Притом этот голос - не сам Бэйн, не десятки поддерживающих его персоналий, а РС-публика в целом. Пресловутые «лидеры» помогли ей найти свою идентичность, которой раньше очень не хватало.
Новый облик PC - это платформа, на которой во все играют в 60 fps, с лучшей графикой и лучшим всем. Тем ироничнее, конечно, что доступна эта прерогатива сравнительно немногим, а большинству великих игр. обязанных своим существованием PC, до этого вообще нет никакого дела. Почему Minecraft Crusader Kings 2 или там Dota 2 должна волновать ваша пятистобаксовая GTX 980 Ti? Да, эта игровая платформа, как любят говорить, соткана из противоречий.
Но, черт побери, на ней есть деньги. И до многих это начинает доходить.
Кто бы мог подумать лет пять назад, что какая-нибудь Koei Тесто начнет тихой сапой проталкивать свои игры на PC? Что Сарсот вдруг решит разделить единую экосистему Street Fighter 5 между PS4 и самой православной игровой платформой? Или что почти половина продаж Dark Souls в итоге придется на компьютеры?
Но в то же время нельзя упускать один важный факт: вместе с новым обликом PC пришла и активная гражданская позиция. То есть готовность ругаться и качать права.
БЭТМЕН В ПИКЕ
PC-версия Batman: Arkham Knight оказалась первой в истории сингловой игрой, которую сняли с продажи цифрового магазина из-за ее абсолютной неиграбельности: у всех, кроме считанного числа избранных, она дьявольски тормозила без видимых на то причин, не говоря уже о ряде пропавших визуальных эффектов. Искать виновных уже поздно - Rocksteady решают проблему. Интереснее другое: почему Arkham Knight сняли первой, хотя невменяемые запуски прежде случались практически у всех?
Разницу между PC-аудиторией тогда и сейчас проиллюстрировать достаточно просто. Когда восемь лет назад Сарсот выпустила на PC калеченные порты Resident Evil 4 и Devil May Cry 3, у многих игроков не было времени возмущаться. Главное - что признанные шедевры наконец-то снизошли.
Теперь у нас появилась Mortal Kombat X -прекрасная игра в редком жанре. Спустили с рук ли игроки Warner Bros, сломанный старт и кривой сетевой код? Почти. Почти, A Arkham Knight не повезло совсем.
Сейчас у нас гораздо больше способов выразить свое несогласие. В Steam, главной торговой площадке на PC. сравнительно недавно появились рецензии, которые видно прямо на странице игры. Теперь - возможность вернуть деньги за игру, которая не понравилась. Абсолютно базовый функционал для защиты потребителей, но - как много он меняет!
Еще никогда не было так удобно поднять негативную шумиху по поводу того, что вам не нравится. Само собой, разработчикам от этого может прийтись несладко, но мы, как потребители, от этого исключительно выигрываем. В конце концов, если девелоперы с самого начала не намерены обеспечить лучший опыт из возможных, то с какой стати нам должно быть с ними по пути?
РЕАКЦИЯ НА ОБИЖЕНКУ
Часто приходится наблюдать такую точку зрения: «Прекратите наезжать на разработчиков, а то они вообще перестанут портировать игры на РС>». Дескать, «зачем Rockstar три миллиона копий, когда на консолях они уже подняли в шестнадцать раз больше?».
Так вот. не перестанут. Индустрия не детский сад. В ней не принято говорить: «Ну, вроде достаточно собрали, пора успокоиться». Три миллиона копий - это много. Это домик, в котором жил Трумен Капоте. Десятикратно. Таким не пренебрегают.
Понятное дело, чтобы достичь таких цифр, нужно хорошо поработать. Как обычно, в общем-то.
Три миллиона GTA 5 - это невероятная, востребованная игра и практически образцовый порт. Полтора миллиона The Witcher 3 - блестящая, всеми воспетая игра и действительно определяющая РС-версия. А триста тысяч Arkham Knight - это хорошая игра... которую сломали при портировании.
Конечно, корреляция - не всегда причинность, но в этом случае очень похоже на то.
Можно сколько угодно обсуждать, за что стоит ругать разработчиков. Стоит ли критиковать посыл игры (ведь сколько людей, столько и мнений) или манеру его подачи (что поделать, так уж визионер воспринимает вселенную)? Наверное, стоит. Или нет. Или да? По-разному.
Но если игра попросту не работает, то все однозначно: нельзя молчать. Мы не будем и вам не советуем. Главное, ведите себя как люди, а не как те славные ребятишки, которые угрожали дизайнеру Call of Duty расправой за ослабление их любимой пушки.
И тогда все будет хорошо.
|